Мечта любого владельца участка, расположенного на берегу большого водоема или реки, — посидеть с удочкой на утренней или вечерней зорьке на пирсе, уходящем в воду, позагорать на теплых досках его настила, понырять с него в свое удовольствие или прокатить семью и друзей на собственном катере или яхте, ошвартованной тут же.

Строительство пирса

Мечта эта вполне осуществима – было бы желание и пара помощников. Построить пирс не очень сложно. Нужно только выбрать материал, из которого он будет строиться.

Традиционный материал, использующийся не одно столетие, — бревна лиственницы. Древесина ее по структуре очень плотная, хорошо противостоит влаге, что обеспечивает длительный срок службы таких бревен.

 Для строительства пирса из дерева понадобятся следующие материалы:

  • бревна;
  • две толстых доски (1,6м и 1,8м);
  • настил из горбыля;
  • 6 гвоздей (400мм);
  • две скобы, ширина которых должна быть равна толщине бревна;
  • 4 скобы, ширина которых равна 1,5 – 2 толщины бревна;
  • 12 гвоздей (200мм);
  • гвозди (100мм).

Сначала надо разведать полигон и измерить глубины в том месте, где будет располагаться пирс; определить длину пирса и количество секций для швартовки; изучить характер дна. Дно не должно быть каменным.

Теперь подготавливаем материалы. Для постройки одной секции необходимо:


  • два бревна длиной по 6м;
  • два бревна, длиной равные глубине под дальним концом секции плюс 1м на забивку в дно.

Всего должно быть 6 бревен. Одно бревно нужно распилить на отрезки, равные ширине пирса (около 1,5м). Неплохо бы запастись лесенкой для спуска в воду, которая будет установлена на конце пирса.

Понадобятся бензопила и большая кувалда. Если нет кувалды, то в ее качестве можно использовать бревно или большой молоток. Также пригодятся физически сильные помощники – 3-4 человека.

В продольные балки для швартовки судов забиваем гвозди (300мм) с расстоянием в два метра.

Для того чтобы определить место первой пары свай, кладем шестиметровое бревно на берег одним концом. Первыми сваями будут отрезки бревен, длиной около одного метра, предварительно заточенные с одной стороны при помощи бензопилы как карандаш.

Вбиваем их в дно, выдерживая между ними расстояние в один метр. Сверху укладываем соединительную поперечную балку полукруглого сечения. На балку укладываем концы шестиметровых продольных бревен, предварительно врыв в берег их противоположные концы.

Всю конструкцию закрепляем скобами. Одну ногу скобы вбиваем в торец продольного бревна, а вторую закрепляем на боковой поверхности сваи. Для первой секции пирса силовой каркас готов. Так же строим другие секции. Лестницу для спуска в воду закрепляем на конце пирса.

Сегодня вместо деревянных опор все чаще используют металлические. Постройка причала или пирса с их помощью обходится дешевле и занимает меньше времени. Возводят такие причалы на винтовых сваях.

В отличие от свай набивных, строительство при помощи винтовых свай не нарушает тишину и красоту окружающей природы. Винтовые сваи можно использовать почти в любом месте, так как для их установки не требуется ровная площадка.

Для вкручивания винтовой сваи на любую глубину не нужна дополнительная нагрузка. Нижней режущей лопасти винтовой сваи придана определенная форма, которая помогает ей легко входить в грунт.

Винтовой свае придает особую прочность широкая лопасть опоры, что позволяет выдерживать огромные вертикальные и боковые нагрузки (на сжатие и выдергивание). С помощью специальных механизмов причалы на металлических опорах легко регулируются по высоте, поэтому, даже при больших волнах, поверхность их остается сухой.

Перед началом работ необходимо произвести разведку местности: скорость течения, состояние дна, направления выхода льдин. Если весной в небольшом водоеме лед тает, мало перемещаясь, то связанной сверху жестким каркасом опоры из винтовых свай будет достаточно.

*На Заметку: Если река с сильным течением, то, для большей жесткости, необходима установка причала угловой формы и свай, способных ломать лед. Чтобы сваи хорошо противостояли большим боковым нагрузкам, их нужно завинчивать на довольно большую глубину.

Как ни странно, но устанавливать винтовые опоры удобнее зимой, когда водоем покрыт толстым слоем льда. Сначала бурят лунки, а затем сваи ввинчивают с помощью специальных механизмов. Если условия не позволяют применить механизмы, то делают это вручную, используя штангу или рычажный ключ. Для установки винтовых свай летом понадобятся понтоны.

Помост причала обычно делают из дерева или террасной доски. Если «разориться» на лиственницу, то помост прослужит долго, не требуя за собой особого ухода. Но, современная химическая промышленность предлагает большой выбор трудно вымываемых консервирующих антисептиков, позволяющих сохранить древесину на протяжении 20-25 лет.

Поэтому, ель и сосна прослужат так же долго, если помост регулярно (каждые 2-3 года) смазывать специальным составом. В противном случае, от повышенной влажности, дерево теряет внешний вид и рассыхается.

С уважением, Алексей Динулов